Причины деформации дисков рамных и торцовочных пил

Задать вопрос специалисту

Ошибки эксплуатации

"...а теперь берем карандаши и записываем: оборудование в 99% случаев выходит из строя при недостаточном уровне обслуживания, ошибках эксплуатации и элементарной профнепригодности  персонала…»

Гнутые диски, кривизна контрольного пропила, запах жженой древесины и электропроводки – это бич, преследующий деревообрабатывающие предприятия.  Эти проблемы можно разделить на две категории.

К первой относится проблема оплавления концевых петель рамных пил, контактов каретки и проводки в целом. Эти проблемы возникают при монтаже пилорамы некомпетентными работниками. 

ВАЖНО! Подключение электроузлов, электропроводки и силового кабеля к источнику питания, подключение каретки, поворотных механизмов и рамы должно проводиться исключительно профильными специалистами! В противном случае, высоки риски получения коротких замыканий цепи, скачков напряжения, которые часто выводят оборудование из строя.  Так можно за секунду лишиться возможности продолжать работу, а ведь такой случай выхода из строя не является гарантийным.

Вторая категория объединяет неисправности, природа которых заключается в «кривых руках» рамщика. Или дровосека. Кому как удобнее называть.

 

Рассмотрим три основные причины остановки производства деловой древесины:

 

  1. пильный диск гнется относительно плоскости посадочного основания;
  2. пропил пригорает;
  3. нагрузка на двигатель возрастает, что приводит к выходу из строя электромеханической  части рамы.

 

Разберем причины этих проблем и узнаем, как их избежать.

 

Пильные диски создаются с использованием технологии плавления, либо штамповки, но в обоих случаях для их производства используются сплавы металлов повышенной прочности.  Чтобы их согнуть, нужно приложить немалые усилия при высоких температурах.  И такие условия выполняются в случае, когда уровень диска не отрегулирован относительно линии горизонта по вертикали и горизонтали (если речь идет о углоповоротных пилах).  При первом использовании пилы после сборки специально для проверки уровней делается тестовый пропил в обеих плоскостях.

 

После установки и запуска каретки от стартового порога проводится горизонтальный пропил (не более одного раза!). В обратную строну (возвратный ход) пильный диск переводится в вертикальное положение и создается соответствующий пропил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При помощи строительного уровня (желательно рельсового) проверяется соответствие плоскостей запила  в соответствии с линией горизонта, а при помощи столярного угольника или другого подходящего инструмента выполняется проверка угла между плоскостями. Важно чтобы он составлял 90 градусов. В противном случае необходимо провести регулировку диска, используя ключ и набор пазовых прокладок, которые идут в комплекте с кареткой.  Если продолжить работу с распилом без регулировки, то нарушение плоскости пильного диска влечет за собой усиленное давление на плоскость диска, увеличивая трение заготовки о торец (как следствие, повышая температуру металла), что приводит к его быстрой деформации. А качество выпила падает, что снижает класс деловой древесины и, соответственно, прибыль от обработки древесины.

 

Бывает, что после проверки плоскостей не обнаруживается никаких  отклонений, но диск все равно отказывается делать ровный пропил. В этом случае стоит проверить основание для укладки бревен. Обычно это не заводской паллет, а собранный из деревянных поддонов помост, которые перевязаны между собой простыми саморезами, что является серьезной ошибкой.

 

Составляющие элементы основания должны быть крепко соединены перевязочными шпунтами, если используются деревянные поддоны. К сожалению, это повсеместная практика, но такое решение организации помоста является неправильным. Самый верный вариант – сборка помоста из шестиметровой доски, перевязанной метровыми «дюймовками», закрепленными на «лагах» саморезами в потай (шляпками без выступа).

 

При постоянном использовании  рамы таких проблем не избежать, но чтобы сталкиваться с ними как можно реже, лучше использовать твердосплавные диски. Они выдерживают большую нагрузку, чем стандартные комплектационные диски.

---

 

Пригорание выпил: это проблема первого класса («езда на палках с лыжами в руках»).  С ней сталкиваются люди без опыта в установке и замены пильных дисков. Самый яркий ориентир на диске – маркировка, принты с логотипами и характеристиками диска. Но способ нанесения и метод у каждого производителя отличается. Как и сторона, на которой ведется печать. Лево-право, сено-солома… Нельзя ориентироваться на печатную сторону и брать ее за ориентир при установке. «Ставь буквами наружу, Михалыч!» - вот пример ошибки. Нужно ориентироваться на загиб пильного зуба, чтобы при запуске пилы диск не «гладил» древесину как лопасть  бумажного вентилятора, а прорезал. Когда диск установлен неправильно, возникает запах паленой древесины, а КПД пилы снижается вплоть до 0%.

 

Если в такой ситуации еще и с усилием стараться двигать раму, то нагрузка на двигатель возрастает в разы, что приводит к быстрому его выходу из строя. Это касается и первого случая, когда не соблюден угол между плоскостями поворотного механизма. Давление на диск вызывает потребность в дополнительной мощности, чтобы провернуть диск с натугой. Как результат – сгоревший мотор. И это самое простое объяснение и самая частая причина поломки. Но есть еще и техника безопасности (неправильно настроенное оборудование влечет за собой риски получения травм при деревообработке. , последствия связанные с расколом диска (разрушение крепежных планок, порыв электропроводки), механическими повреждениями самой рамы (сход с направляющих пазов рамы при повышенной нагрузке на пильный диск), порчей сырья и множеством других негативных факторов. 

 

Вывод: своевременная профилактика и грамотная настройка избавят от лишней головной боли и позволят обрабатывать до 10 м3 древесины за смену.

Другие вопросы